Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

В бурю

Опера «В бурю»

Оперу «В бурю», как и все произведения Хренникова, отличает высокая гражданственность, идейность. Музыкальный язык оперы, его особый строй способствуют выражению этого.

В музыке оперы ощутимы несколько мелодических пластов (крестьянская песенность, частушка, бытовой романс), и среди них ярче всего выявлена современная песенность — в лучших и наиболее художественных своих проявлениях она становится основой оперы. Вместе с тем здесь использованы и традиционные оперные формы: арии, дуэты, ансамбли, массовые хоровые сцены, которые автор окрасил интонациями и ритмами современного песенного быта.

В мелодическом языке оперы «В бурю» много нового, свежего и вместе с тем знакомого, что звучало в современном музыкальном быту и питало слух интонациями полюбившихся песен советских композиторов (к тому времени и сам Хренников уже был автором многих из них). В этом проявилось совершенно сознательное стремление композитора сделать музыку мелодичной, доступной, ясной и для малоподготовленного слушателя.

Но ни одна из песен в опере не воспринимается как инородный материал, вставной номер; появление песен композитора логически обосновывается развитием сюжета, сценической ситуацией: Именно потому песня никогда не бывает «сама по себе»: выражая внутреннее настроение того или иного героя, она передает черты его характера.

От сцены к сцене развиваются, изменяются, наполняются новым музыкальным содержанием образы основных действующих лиц оперы. При этом характерно, что, стремясь к широкому показу той среды, Т. Н. Хренников пользуется различными средствами музыкальной выразительности, но при этом и очень скупыми, лаконичными. Эта нелюбовь к музыкальному многословию помогает более глубокому проникновению в суть изображаемых явлений, психологических состояний героев. Неизбывной теплотой лирического чувства проникнут дуэт Наташи и Леньки из первой картины. Эмоциональная открытость, близость к городскому романсу, составившая одну из характерных черт творчества композитора, здесь проявилась особенно ярко. Запоминается в третьей картине монолог старого крестьянина Флора Баева. В его обращении к Антонову, гневном, протестующем, преобладает выразительный речитатив, переходящий затем в арию, и перед нами предстает образ большой внутренней силы и благородства. Внешне сдержанная мелодия этой арии «Зачем вы насмеялись надо мною?» полна глубокого чувства.

Большое место в опере занимают героические образы. Они утверждают себя сразу же в увертюре, которая мелодически связана со всей оперой. Уже здесь слышны призывные фанфарные интонации (потом они будут сопровождать речь большевика Листрата), а также мелодии партизанской песни «Строй ряды, смыкай отряды» и возвышенно скорбной арии крестьянина Фрола Баева. Благородство, пластическая выразительность этой музыки, ее героическая приподнятость находят свое дальнейшее развитие на протяжении оперы.

Основные герои оперы

Основные герои оперы — люди из народа, потому музыкальный язык оперы носит ярко выраженный национальный характер и пронизан народно-песенными интонациями. Это сказывается в песнях и ариях основных действующих лиц, в многочисленных ансамблях. Немало в опере и хоровых сцен, показывающих народные массы в различные моменты жизненных испытаний, выпавших на долю русских людей в тяжелую годину гражданской войны. Очень выразительны народно-массовые сцены. Здесь и хоровые речитативы, и перекличка отдельных хоровых групп, и широконапевные лирические хоры, близкие к русским народным песням.

Большое впечатление производит хоровая песня партизан «Строй ряды, смыкай отряды», полная воодушевления и особой романтической приподнятости, она чем-то напоминает песни гражданской войны. Интересны и такие народные крестьянские хоры, как, например, исполненный тяжелой медлительности, сумрачной тревоги хор «Антоновцы пришли» или подвижно взволнованные — «Землю отняли, насилия чинят» и «Окаянные мучители.», а также хор «Пахать бы теперь», где ощутимы черты новой песенной лирики.

Завершается опера торжественным обращением коммуниста Листрата к победившему народу, ему вторит хор крестьян.

Опера «В бурю» — подлинно современная Русская опера. Правдивость сюжета, яркость всех образов сочетается в ней с народностью музыки и глубиной идейного содержания.

В этой опере нашли свое воплощение те светлые музыкальные образы, которые характеризуют все творчество Т. Н. Хренникова. И хотя музыка порой рисует глубокие драматические переживания героев — все равно она жизнеутверждающа и оптимистична.

Одновременно с созданием оперы «В бурю» композитор продолжал писать музыку к драматическим спектаклям, в частности к «Дон Кихоту» М. Булгакова (по Сервантесу), и к кинофильмам.

Необыкновенно популярной была музыка к кинофильму И. Пырьева «Свинарка и пастух». Отдельные песни, такие, как песня Глаши и подруг «Ах ты, зимушка-зима», очень близки к народным песням и покоряют национальной русской определенностью мелодий, сердечной открытостью. А «Песня о Москве», мелодичная, напоминающая плавный лирический вальс и ставшая лейтмотивом всего фильма, и серенада Кости, при той же эмоциональной и национальной окрашенности, ближе к городским лирическим песням.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"