НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Образ матери в опере
Счастливо складывалась судьба молодого композитора
Он стал уже зрелым художником, которому свойственно было активное восприятие жизни в различных ее проявлениях и творчество которого было окрашено в светлые, радостные тона. Но ту мирную жизнь разорвала война, принесшая с собой страдания.
Военные испытания вызвали к жизни многие замечательные произведения литературы и искусства. Мужественные, волевые и трагедийные образы определили содержание этих произведений. Кроме музыки к спектаклю «Давным-давно», своеобразным отражением той героической и трагической эпохи в творчестве Хренникова стала Вторая симфония, начатая еще в предвоенное время. Потому, наверное, так безоблачна, радостна музыка первой части, так трагична, драматически напряженна, скорбно-лирична музыка второй части — напевная, напоминающая мелодии русских народных песен, проникнутая русскими народно-песенными интонациями. Произведение серьезное, многоплановое, симфония соединила в себе многие лучшие черты советского симфонизма тех лет.
Из военных песен Т. Н. Хренникова нужно особо выделить драматичную, мужественную, проникнутую суровой патетикой песню «Прощание» («Иди, любимый мой, иди в поход») на стихи Ф. Кравченко.
50е годы были особенно плодотворными в творчестве Т. Н. Хренникова. Тогда им были написаны оперы «Фрол Скобеев» и «Мать» на сюжет М. Горького, музыкальная комедия «Сто чертей и одна девушка», музыка к кинофильмам «Верные друзья», «Гусарская баллада», «Пароль не нужен», песни из которых сразу же стали очень популярными.
Замысел оперы «Фрол Скобеев», или «Безродный зять», возник еще в годы войны, но осуществлен был лишь в конце 40х годов. Сюжетом послужила анонимная авантюрная, или, как раньше говорили, плутовская, повесть XVII века «История о российском дворянине Фроле Скобееве». Главное действующее лицо оперы Фрол Скобеев, всегда ловкий, находчивый, остроумный, деятельный, напористый, напоминает Фигаро и, так же как и он, добивается желаемого. Музыка, характеризующая Фрола, очень разнообразна — то веселая, искрометная, то драматически напряженная, то нежная лирическая — очень мелодична и всегда наполнена русскими народно-песенными интонациями, что придает образу психологическую глубину и национальную определенность. Интересны музыкальные характеристики и других персонажей. Опера «Фрол Скобеев» принадлежит к лучшим образцам русской комической оперы.
Совсем иная опера «Мать», в основе либретто которой лежит одноименная повесть М. Горького. В сравнении с повестью в опере несколько усилена лирическая линия, укрупнен образ Саши.
Образ матери в опере
Но все же центральным образом оперы является образ матери — Ниловны, который преображается по ходу развития действия. И если в начале оперы вокальная партия Ниловны пронизана печалью, тревогой, даже безысходностью, то постепенно в ней все более слышны интонации решительные, выражающие мужественную непреклонность, а в конце оперы призывные, и вся речь ее приближена к речи революционеров-подпольщиков. Среди них, безусловно, выделяются образы Павла Власова и Андрея Находки, чьи музыкальные характеристики очень красочные, емкие, особенно Павла. Присущие ему мужественная решимость, сдержанность сменяются интонациями светлой лирики в эпизодах с Сашей, нежности, ласкового участия в разговоре с матерью. Но при всем многообразии музыкальных красок образ этот получился психологически цельным.
Хороши в опере массовые сцены — хоры, среди которых выделяются «Ночь осенняя», «Несправедливо!» и «Довольно нам горя, довольно ненастья», звучащие в нескольких картинах оперы.
В целом же музыка оперы очень напевна, речь персонажей, особенно Ниловны, приближена к народным песням. Хренников проявил себя здесь прекрасным мелодистом, хорошо чувствующим интонации крестьянской и городской народной песни, особенности революционных песен, как нельзя лучше выражающих состояние боевого подъема людей. Использованы в опере и обработки подлинных революционных песен «Варшавянка», «Марсельеза», «Смело, товарищи, в ногу».
В послевоенные годы большой популярностью пользовались такие кинофильмы с музыкой Т. Н. Хренникова, как «Поезд идет на Восток» и особенно «Верные друзья». Лирическая песня из этого фильма «Что так сердце растревожено?» и сегодня очень часто звучит на концертной эстраде и по радио; сделано множество ее концертных обработок для различных инструментов и ансамблей. Т. Н. Хренников — большой мастер песенного жанра, создатель напевных, легко запоминающихся мелодий, приближенных к городским романсам. И эта песня — убедительное тому доказательство. Не простая куплетная форма, неспешное ритмическое движение, простое аккордовое сопровождение, а главное — прекрасная широконапевная мелодия представляют собой единое целое, выражая настроение спокойного сосредоточенного размышления наедине с собой.
В последующие годы композитор создает инструментальные произведения, такие, как Второй концерт для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром. Уже в 70е годы им были созданы Второй концерт для фортепиано с оркестром, Третья симфония, которые стали знаменательными вехами на творческом пути композитора. «Мне все больше и больше хочется писать для оркестра и оркестра с солирующими инструментами. И мне думается, Второй концерт (как и Третья симфония) довольно точно отразил мои музыкальные позиции сегодняшнего дня».
Все три концерта очень интересны. В них привлекают прекрасные певучие мелодии, напоминающие то современные массовые песни, то подлинные народные темы; их упругий маршевый или танцевальный ритм пронизывает отдельные эпизоды концертов и даже целые их части.
Рекомендуем: |
|
|
|