Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Г. В. Свиридов

Музыку его не спутать

Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой — ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота — следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Герой свиридовских произведений — поэт, гражданин, патриот, влюбленный в родную землю." Его патриотизм, гражданственность — без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, порусски задушевно.

Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументальногероической «Патетической оратории», в лирикоэпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А. С. Пушкина, С. А. Есенина, А. А. Блока. Но чьи бы стихи ни лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке посвиридовски своеобразно, оригинально.

Большое место в музыке Г. В. Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», «Эти бедные селенья» на стихи Ф. И. Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственнонепостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Г. В. Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песни о России» на стихи А. А. Блока), революционные события («Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского).

Эпохальные явления

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней — отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Народная жизнь в творчестве Свиридова — это и особый жизненный уклад, и особый мир верований, обрядов; это и высокая нравственность, высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, г. и. Свиридов. сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий — несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения. Истины народного бытия воплощены в музыке очень разнообразной: напряженной лирического чувства — и тихого умиления, затаенной страстности — и строгой торжественности, возвышенной печали — и бесшабашной удали озорства.

Особая тема творчества Свиридова — труд, подвижнический труд — крестьянский ли («Песнь о хлебе» из цикла «Страна отцов», песня на стихи Бёрнса «Честная бедность», «Молотьба» в «Поэме памяти Сергея Есенина»), поэтический ли (кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака).

Во всех произведениях Г. В. Свиридова отчетливо проступает своеобразие его стиля, которое заключено в сочетании профессионализма и народного начала; они не противопоставляются, а сливаются в живое единство, благотворно влияя, обогащая друг друга. В основе этого единства — древние русские традиции в соединении с современными, новыми формами музыки — русской и западноевропейской. Это нашло отражение в изысканных романсах и озорных частушечных напевах, истовых древнерусских попевках и суровом ораторском пафосе ораторий. Все многообразие музыки Свиридова особенно ярко проступает в таких крупных его сочинениях, как «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория», «Курские песни» на народные слова «Петербургские песни» на стихи А. А. Блока.

Пожалуй, главное место в творчестве Г. В. Свиридова занимают вокальные жанры, которым он уделяет особое внимание, ибо не только любит, но и высоко ценит искусство слова. Необычайно велик диапазон поэтических пристрастий композитора, и каждый из поэтов, к чьему творчеству обращается Свиридов, находит достойное воплощение в его музыке, в каждом он удивительно точно подмечает самое характерное — для его эпохи, для его нации, поэтической личности. Среди советских композиторов нет никого, кто бы столь же широко и проникновенно воплотил образы русской и мировой поэзии в своем творчестве. Именно Свиридов впервые ввел понастоящему Есенина в музыку как поэта огромной глубины и масштаба — не только автора лирических откровений, но и философа; понастоящему сумел воплотить он в музыке и поэзию Маяковского, показав его не только как оратора, трибуна, но и как лирика, певца тонких чувств.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"