Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


Актуальная информация импортные сигареты тут.

 

 

Новаторский вклад Свиридова

Новаторский вклад Свиридова в советскую музыку — в кантатно-ораториальную, романсовую, хоровую — равен тому, что сделали Прокофьев и Шостакович для оперной и инструментальной, симфонической музыки. Свиридов создал свою традицию. В то же время творчество его явилось наглядным подтверждением силы бессмертия великих традиций русского национального музыкального искусства — его демократизма, высокой идейности, глубокой народности. Не потому ли так велико пристрастие этого композитора к вокальным жанрам, что он родился и вырос в знаменитом песенном краю — сначала в маленьком городке Курской области Фатеже, затем в Курске, куда семья переехала после гибели отца, убитого деникинцами.

Влечение к музыке, к народному пению проявилось у мальчика очень рано и поначалу было интуитивным. Но постепенно возникает осознанный стойкий интерес к музыкальным занятиям, и будущий музыкант, играя в любительском оркестре народных инструментов, постигает «азы» музыкальной грамоты, а затем поступает в музыкальную школу, в класс фортепиано. Нелегко ему было, четырнадцатилетнему, начинать музыкальное образование, но страсть к музыке была столь непреодолима, что в 1932 году, не имея никаких средств, юноша едет в Ленинград, где поступает в Центральный музыкальный техникум. Жилось ему тогда очень нелегко, но он стоически переносил все невзгоды и упорно учился музыке, которая к тому времени стала его призванием.

В те годы им было создано несколько сочинений; некоторые из них исполнялись тогда же в Малом зале Ленинградской консерватории и снискали автору известность. Среди этих произведений выделяется вокальный цикл на стихи А. С. Пушкина (1935 г.), отдельные песни из которого, такие, как «Роняет лес», «Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», и сейчас воспринимаются свежо и часто исполняются лучшими нашими певцами. Эти песни, романсы впечатляют яркостью красок, особым юношеским восприятием жизни, что присуще и стихам великого поэта, и музыке начинающего композитора.

Успех первого вокального цикла вдохновил Свиридова на создание нового цикла, поэтической основой которого стали стихи М. Ю. Лермонтова. С тех пор композитор создал не один вокальный цикл, используя стихи С. Есенина, А. Исаакяна, В. Шекспира, Р. Бёрнса. В своих произведениях он вместе с поэтами воспел красоту человеческой души, глубину ее чувствований.

Завидная и редкая судьба

Завидная и редкая судьба: на четвертом году обучения совсем молодой композитор создает столь яркие, значительные сочинения, которые не только приносят ему известность, но и спустя десятилетия по-прежнему волнуют слушателей.

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и, еще будучи студентом, становится автором крупных инструментальных сочинений — Концерта для фортепиано с оркестром, двух сонат, фортепианной и скрипичной, которые тогда же были с успехом исполнены. Окончание консерватории в 1941 году совпало с началом Великой Отечественной войны.

После недолгого пребывания в военном училище, Г. В. Свиридов из-за слабого зрения был демобилизован и какое-то время жил в Новосибирске, куда были эвакуированы Ленинградская филармония и некоторые театры. Здесь он продолжал интенсивно работать. Среди произведений этих лет выделяется фортепианная соната, посвященная памяти И. И. Соллертинского, бывшего его наставником и другом, а также фортепианное Трио, за которое композитор был удостоен Государственной премии.

Как всегда, в эти годы Свиридов работал и в жанре камерной лирики. Особенно интересной оказалась вокальная Сюита на слова В. Шекспира, объединившая фрагменты из ранее написанной музыки к шекспировским спектаклям «Отелло», «Гамлет», «Двенадцатая ночь». Вообще создание камерных произведений свойственно Свиридову. С возвращением в Ленинград он написал два струнных квартета, две тетради фортепианных пьес, «Четыре легкие пьесы для фортепиано», предназначенные юным пианистам. Тогда же была начата симфония, и, хотя она не была окончена, показательно обращение молодого автора к симфоническому жанру.

Талант Г. В. Свиридова мужал и набирал силу. Новый взлет оказался стремительным и впечатляющим — это вокальная поэма «Страна отцов» на стихи армянского поэта А. Исаакяна. В этой музыке, конечно же, слышны интонации народной армянской музыки. Однако в целом это сочинение русского композитора. Своеобразное содержание романсов раскрыто с помощью русской по стилю и по форме музыки. Все последующее творчество Свиридова — произведения столь яркие и самобытные, что каждое из них становится событием в нашей культурной жизни.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Огромное влияние на все творчество Свиридова

Огромное влияние на все творчество Свиридова оказывает русский музыкальный фольклор, который определил содержание многих его произведений. Композитор сделал свои обработки таких народных песен для хора, как «Славное море, священный Байкал», «Вечерний звон», «Что затуманилась, зоренька ясная?», «Огородник», «Когда я на почте служил ямщиком».

Почти сразу же Свиридов выступил как мастер вокальных циклов — произведений, объединенных общей идеей. Очень интересным является вокальный цикл «Слободская лирика» на стихи А. Прокофьева, в котором отразились самые разные интонации: крестьянских и городских песен, лирического романса, массовой русской песни. Цикл этот был создан еще в конце 30х годов, когда композиторы довольно четко разделились в своих пристрастиях — либо традиционная романсная лирика (Шапорин, Мясковский), либо массовая песня (Дунаевский, братья Покрасс, Блантер). Свиридов же был первым, кто искал новый путь — путь обновления музыкального языка, который он видел в соединении бытующих в городской, в слободской, в крестьянской среде песенных интонаций и профессиональной музыки. Такое соединение заметно и в инструментальных произведениях композитора. Он ищет такое сочетание музыкальных интонаций, стремится создать такую музыкальную среду, в которую хорошо бы «вживлялись» элементы народно-песенные и инструментальные — гармошечные, рожечные, балалаечные, и не стилизованно, а живо, свободно. Постигнув своеобразие народных напевов, композитор становится как бы соавтором безымянных создателей, хранителем нашего национального фольклора. Это доступно лишь истинно народному художнику.

Мы уже говорили, что многие произведения Свиридова связаны с образным миром поэзии. Круг поэтов, чьи стихи стали литературной основой его музыки — кантат, ораторий, вокальных циклов, в большой мере характеризует Свиридова как музыканта высокой культуры, которому доступны поэтические шедевры всех времен и народов. Как правило, это произведения лучших поэтов мира, но преобладают русские и русские, и среди них наиболее любимого Свиридовым Есенина: из двухсот с небольшим песен, созданных этим композитором, более пятидесяти на стихи Есенина. Именно с разработки есенинской лирики, с воплощением есенинских образов композитор стал проявлять особый интерес к русской национальной тематике.

В 1955 году Г. В. Свиридов создает одно из лучших своих сочинений — «Поэму памяти Сергея Есенина». «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки», — так композитор определил суть своего творческого замысла и свое отношение к одному из лучших поэтов России. И замечательно в этом произведении прежде всего то, что автор музыки очень верно передает образный строй стихов Есенина, все разнообразие настроений и их оттенков, которые характеризуют богатство души национального русского характера.

Щемящая тоска

Здесь и щемящая тоска, грусть одиночества, и неудовлетворенность жизнью, и любовь к природе, будь то вьюга, зимняя метель, или летний полдень, на фоне которого возникает картина крестьянской страды, сбора урожая, или поэтическая картина летней ночи и магическая сцена языческого обряда. И потому не только образ самого поэта возникает в этой поэме, но и образ народа, среди которого он вырос и которому посвятил свои лучшие песни.

Русской песенностью пронизана вся поэзия Есенина. Эта песенность не только в особой мелодичности стихов; в их певучести — весь образный мир поэта кажется пронизанным звуками тальянки, жалейки, рожка. В его стихах звучат песни косаря, гусляра, пастуха, пение птиц, шум ветра, леса, даже времена года поют у него («Поет зима, аукает»). И что бы ни делали герои Есенина — водят ли хороводы, провожают ли рекрутов,— всюду звучит песня. Стихи этого поэта наполнены образами и крестьянскими, и городскими, порой слободскими, таковы и интонации стихов, в которых скрещиваются различные стили. Все это нашло отражение в музыке Свиридова. Вот, например, большой эпизод из «Поэмы памяти Сергея Есенина» — «В том краю». Здесь главенствуют элементы городского романса; но, развиваясь, эти элементы преображаются, приобретают черты протяжной крестьянской песни и оказываются нерасторжимо связанными с ней в одно целое.

А в седьмой части «Поэмы» — «1919й» — неразделимы интонации частушки и протяжной лирической крестьянской песни; их интонации порой приобретают характер плача, причитания.

Настойчиво заявляет о себе частушка и в последующей части — «Крестьянские ребята», где широкая удаль, безобидное озорство и ироничное подтрунивание подчеркнуты особым сопровождением оркестра, который подражает гармошечным наигрышам. Наиболее полно в «Поэме памяти Сергея Есенина» проявилась нерасторжимая связь двух начал — сугубо личного, субъективного, и объективного; им соответствуют сольная партия и хоры.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"