Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Хоровые эпизоды

Хоровые эпизоды или полны динамики, резких сопоставлений, или сдержанны по характеру, обобщенны. Они как бы воссоздают картины деревенской жизни. Перед нами то живая, зимняя зарисовка, то энергичная сцена молотьбы, то древний поэтичный народный обряд, то слышится тоска разоренной родной земли.

Иные в «Поэме» сольные эпизоды. В них большая цельность, возвышенность чувств художника. Эти номера трудно назвать песней или романсом. Это скорее музыкальное откровение души, в них одухотворен и внешний образ, послуживший стимулом для размышлений, и сами эти размышления («В том краю», «Край ты мой заброшенный»). В сольных эпизодах особенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского романса.

Песенность стала основой и таких последующих сочинений Г. В. Свиридова, как кантата «Деревянная Русь», «Весенняя кантата», многие хоры.

Особое место в творчестве Г. В. Свиридова занимает «Патетическая оратория» для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Личность поэта, его стихи, особое умение читать их производили на людей неотразимое впечатление. Порой стихи звучали как боевые марши, как лозунги, благодаря своим четким, упругим ритмам, ясным, коротким фразам и отдельным словам, звучащим как команда. Они звучали как властная и призывная музыка, как походные марши, захватывая массы своим боевым накалом.

Очень многие русские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Г. Свиридова является из них самым значительным и интересным.

Семь частей оратории

Семь частей оратории — семь самостоятельных страниц нашей жизни, нашей истории. Все вместе они представляют собой стройную монументальную эпопею, посвященную революции, гражданской войне, а затем — мирному строительству в нашей стране. В оратории во весь рост встают, два героя: народ, творящий новую жизнь, и поэт, ее воспевающий. И потому вся оратория — как монумент, высеченный из гранитной глыбы, и являет собой великолепный памятник Маяковскому, одному из лучших советских поэтов. Ни в одной ее части не используется целиком какое-либо стихотворение Маяковского — композитор, наш современник, является как бы соавтором поэта и потому заново переосмысливает его стихи согласно своему мировоззрению и соответственно своему, т. е. нашему, времени.

Каждая часть оратории воссоздает отдельные страницы истории нашей страны («Рассказ о бегстве генерала Врангеля», «Героям Перекопской битвы» и др.) и даже рисует ее будущее («Здесь будет город-сад!»). Музыка этого произведения зримо передает образный мир поэзии Маяковского — поэзии динамичной, мятежной, бунтарской.

«Патетическая оратория» — произведение особенно многоплановое по охвату различных жизненных и исторических явлений. И стилистически оно многопланово. Это монументальное художественное полотно соткано из множества интонаций. Здесь и громогласие ораторских возгласов («Разворачивайтесь в марше!»), и лирически проникновенный, просветленный монолог («Разговор с товарищем Лениным»), и общечеловеческое, даже космическое («В сто сорок солнц закат пылал»), и интонации массовой песни («Слава тебе, краснозвездный герой»), молитвенное песнопение, и ликующий колокольный перезвон, народная песенность, и маршевость, фанфарность. Все сплелось в один узел.

Музыка оратории наполнена различными образами, что объясняется широтой ее содержания, построенного на контрастных по характеру эпизодах. Подчас резкая смена отдельных эпизодов бывает даже внутри какой-то части.

Вот, например, «Рассказ о бегстве генерала Врангеля». Особую динамичность этой развернутой картине придает резкий контраст между отдельными эпизодами, которые стремительно следуют один за другим. Хоровой фон «Ныне отпущаеши» звучит как заупокойная православная молитва, отпевающая уходящий старый мир. И на этом фоне развертывается историческое событие — отступление войск генерала Врангеля из Крыма, а вместе с ним и всего того, что не могло найти себе места в новой русской России. Об этом документальный рассказ очевидца (голос соло без точных нот), который как бы сталкивается с хоровым фоном. Напряженность рассказа постепенно возрастает. И наконец, в словах рассказчика образы становятся зримыми, приобретают конкретность. Вдруг на короткое время умолкает молитвенный хор, оттесняемый боевой фанфарой, знаменующей приход иных сил. «Наши наседали, крыли по трапам.» — снова звучит голос рассказчика. Такова резкая смена кадров, словно в кино, в пределах лишь одной части. И опять резкий обратный контраст: в новой части «Героям Перекопской битвы» меняется и характер мелодии—она становится певучей, раздольной, и ритм. Это — самая песенная часть оратории.

Эпический характер

Песенный, эпический характер имеет и предпоследняя, седьмая часть — «Наша земля», где троекратно проводится рефреном одна и та же фраза: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть.» Она возвращается каждый раз после новых образных противопоставлений, с каждым разом все значительнее, убежденней, непреложней.

Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

«Патетическая оратория» — это не просто концертное сочинение, как, например «Поэма памяти Сергея Есенина», но народное массовое действо, которое впору разыгрывать на улицах и площадях, как когда-то это было в послереволюционном Петрограде. Исполненная в сезоне 1959/60 года «Патетическая оратория» не только подытожила искания и находки Г. В. Свиридова 50х годов, но и открыла новый период в его творчестве.

Конечно, всякое деление непрерывного творческого процесса на отдельные периоды условно. Но в 60е годы, именно после «Патетической оратории», обнаруживаются новые тенденции в творчестве этого выдающегося зрелого мастера.

Прежде всего расширяется круг его поэтических интересов, тем, образов, получивших воплощение в музыке. Расширяется и круг мелодических истоков, что порождает новое в его музыке. Если в 50е годы главной темой творчества Свиридова была тема «Поэт и революция», Отражающая причастность поэта к революционным преобразованиям в мире, то в 60е годы на первый план выходит тема не просто причастности, но ответственности за Родину.

Интересно проследить одну особенность творческого метода Свиридова, ставшую закономерностью. Широк круг избранных им поэтов, но выбран каждый из них не случайно: прежде чем создать произведение крупной формы, композитор сначала использует стихи того или иного поэта для отдельных песен, романсов.

Так, до того, как был создан цикл «Страна отцов» на стихи Исаакяна, было написано несколько романсов. То же — и на стихи Есенина (песня «Братья — люди!»); вокальное произведение «История про бублики и про бабу, не признающую республики» явилось первым прикосновением к образному миру Маяковского.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"