НОВОСТИ
|
Новость часа
|
Тульская афиша
|
Музыка на Визави
|
|
|
Творческая натура Свиридова
Творческую натуру Свиридова отличает одно очень важное свойство: при большом личностном и творческом своеобразии, национальной определенности, Свиридов обладает удивительным даром проникновения в поэтическую стихию различных веков и народов. Потому в его произведениях достигнуто удивительное сочетание музыки и поэзии, высокой романтики чувств и реалистичности их выражения. И при всем том он всегда остается русским, национальным художником — пишет ли он музыку на стихи Бёрнса или Шекспира, или Исаакяна. В этом у него были замечательные предшественники, и прежде всего М. И. Глинка, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.
Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!», которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
В эти годы были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи: «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака, где итогом раздумий становится поэтический призыв:
Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты времени заложник, У времени в плену.
Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Такие качества утвердились в творчестве Свиридова уже в 50х годах. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.
Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью; более того, в последние годы усилился его интерес к древнейшим ее пластам — старинным культовым песнопениям, которые всегда были связаны со своей первоосновой — русской народно-песенной стихией. Так было во все времена. К этим пластам народной музыки обращались и раньше крупные русские художники в XIX веке — Бортнянский, Глинка, Чайковский, а в XX — Рахманинов, Кастальский, Гречанинов. Ими были созданы великолепные образцы хоровой культовой музыки, очень близкой к древнейшим русским песнопениям.
Творческие достижения прошлого
Казалось бы, что еще можно прибавить к этому после творческих достижений прошлого. Но особое знание русской деревни, русского крестьянина, приобщение к народной жизни дает Свиридову и как выходцу из той среды, и как художнику XX века — особую проницательность.
Народно-песенная струя, как мы знаем, была сильна и в более ранних сочинениях Свиридова, таких, как «Деревянная Русь», «Весенняя кантата» и др. В 60е же годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров русской музыки последних десятилетий.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 50х годов. Поначалу композитор задумал создать из народных песен, вернее из их обработок, широкую панораму жизни народа, его верований, обрядов, связанных с теми или иными событиями семейной и общенародной жизни. Но, прослушав однажды магнитофонную запись народных песен Курской области, Свиридов сказал: «Здесь все, что нужно. Композитору делать почти нечего. Это музыка нашего будущего». Тогда же определилась и цель: «Познакомить с песнями Курской области как можно больше людей, ввести эту музыку в нашу постоянную концертную жизнь».
Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. Вживание композитора в новый создаваемый образ происходит обычно трудно. Но здесь этого, очевидно, не было — сам образ был для композитора не нов; было лишь глубокое и любовное проникновение в то, что нерасторжимо связано с жизнью души, что давно любимо и знаемо.
Ведь эти народные песни жили века и передавались из поколения в поколение, равно как и особая манера их исполнения, и каждый неизвестный певец, допуская некоторые вольности с песней, передавал ее следующему поколению уже несколько преображенной, в соответствии с его вкусом. Так же как всякий народный певец привносил в песню что-то новое, свое, что никогда не фиксировалось на бумаге, так и Свиридов стал как бы одним из тех певцов, благодаря которым песни дошли до нас еще от языческих времен, сохранив свой неповторимый аромат, свою первозданную прелесть. Композитор создавал свои варианты с той лишь разницей, что они зафиксированы на бумаге и будут жить вне создавшей их среды, на концертной эстраде, в мире профессиональной музыки. Такой подход к народной песне — не извне, со стороны, а как бы изнутри, из той среды, где она родилась и жила, свидетельствует о том, что Г. В. Свиридов — истинно народный художник.
Рекомендуем: |
|
|
|