Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


Частный детектив, детективное агентство

 

 

Андрей Яковлевич Эшпай

Андрей Яковлевич Эшпай (род. в 1925 г.), один из замечательных советских композиторов, с самого начала заявил о себе как своеобразная творческая личность, создатель крупных симфонических форм. Первые же его Симфонические танцы на марийские темы, созданные еще на консерваторской скамье, «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром, а также камерноинструментальные ансамбли, обработки народных мелодий, песни утвердили за ним репутацию художника талантливого, яркого. Очень интересен Первый концерт для фортепиано с оркестром, созданный еще в 1955 году. В этом произведении композитор уже отходит от прямого использования подлинных народных тем, что было свойственно ему в более ранних произведениях. Отдельные интонации народных мелодий, попевок, служат только основой музыкальной ткани, в которую вплетаются оригинальные мелодии, созданные композитором. И хотя подлинные марийские темы все-таки встречаются в последней части концерта — в стремительно ликующем финале, такие заимствования становятся все менее заметны.

Созданные позже Концерт для скрипки с оркестром и три симфонии свидетельствуют о широкой мелодической щедрости, сильной поэтической фантазии композитора. Почти во всех своих крупных произведениях он обращается к народно-песенной стихии, тонко чувствуя ее поэтическую суть, постигая законы ее развития. Две симфонии — Первая, с эпиграфом из Владимира Маяковского «Надо вырвать радость у грядущих дней», и Вторая — «Хвала свету» явились яркой страницей творческой биографии композитора. Большой зрелостью, мастерством отмечен Второй концерт для фортепиано с оркестром. В 1974 году за кантату «Ленин с нами» и Второй фортепианный концерт А. Эшпай был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Кантата «Ленин с нами»

Кантата «Ленин с нами» — первое вокально-симфоническое произведение этого композитора. Три части кантаты — три различные картины из истории нашей Родины, отображенные в поэзии В. Маяковского. С большим успехом на сцене Большого театра в 1973 году прошла премьера балета Эшпая «Ангара» по пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Этот балет значителен не только своей современной темой, но и высокой художественностью основных образов, обрисованных музыкой чрезвычайно ярко. Эта музыка ярка и увлекательна, герои современны.

Интересны произведения Эшпая, созданные им в последние годы. Среди них выделяется симфоническая сюита «Песни горных и луговых мари», в которой композитор разрабатывает старинные пласты марийской национальной музыки в самой разнообразной их эмоциональной окрашенности — от лирически просветленных женских песен до суровых мужских старинных песнопений.

А. Эшпай, как и почти все крупные русские композиторы, пишет массовые песни и музыку к кинофильмам. Им создана музыка к таким известным многосерийным фильмам, как «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства». За значительный вклад в развитие советского музыкального искусства композитору А. Я. Эшпаю присвоено звание народного артиста Российской Федерации.

Большую роль в развитии каждой творческой индивидуальности играет пристрастие к А. Я. Эшпай. тем или иным образам. Для композитора Андрея Павловича Петрова (род. в 1930 г.)—это образы классической русской литературы. Еще в стенах Ленинградской консерватории он создал симфоническую поэму «Рада и Лойко» по рассказу М. Горького «Макар Мудра». Музыка в этом произведении не излагает последовательно содержание горьковского рассказа, а раскрывает обобщенно его философский смысл, передавая драматизм и борьбу сильных человеческих характеров.

Поэтическое видение жизни, свойственное этому композитору, проявилось и в других, более поздних его произведениях — в «Праздничной увертюре», в балетах «Заветная яблонька», «Станционный смотритель» (по А. С. Пушкину), «Берег надежды», а также в пьесах для оркестра, инструментальных ансамблях и, наконец, в опере «Петр I», созданной в 1974 году. Основное достоинство оперы — в ее героико-патриотической идее, которая связывает воедино все десять картин, названных «фресками». Главным проводником этой идеи является образ самого Петра I. Музыкальный материал оперы необычно многообразен: здесь и песни-причитания, характеризующие допетровскую Русь, и солдатские марши, сопровождающие шествия вновь созданной армии, и звонкие фанфары, победные канты , посвященные Петру и его сподвижникам.

Это монументальное историческое полотно впечатляет своим возвышенным строем и жизненной правдивостью образов, ситуаций, обрисованных музыкой яркой, убедительной.

Очень популярна музыка этого композитора к многим кинофильмам, таким, как «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс». Отдельные симфонические номера, песни, романсы, впервые прозвучавшие с экрана, получили самостоятельную жизнь на концертной эстраде.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"