Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Русская музыка

Выдающееся событие в истории человечества — Великая Октябрьская социалистическая революция — открыло собой новую эру и ознаменовало грандиозные сдвиги во всех сферах человеческой деятельности. Новые общественно-исторические условия вызвали к жизни новую — социалистическую — культуру. Впервые в мире возникло подлинно свободное демократическое искусство, служащее «не скучающим и страдающим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». В молодой русской республике впервые в истории музыкального искусства утверждалась идея государственного музыкального строительства.

Могучей силой, которая направляла, организовывала, вдохновляла всю работу в области строительства русской культуры, советского искусства, стала Коммунистическая партия. В Программе партии, принятой на VIII съезде (март 1919 г.), записано: «необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров». Партия призывала строить новую, социалистическую культуру, положив в основу ее критически усвоенные духовные ценности прошлого. Эта мысль широко развита В. И. Лениным в его знаменитой речи на III Всероссийском съезде комсомола. «Пролетарская культура,— сказал тогда Ленин,— должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»3. Безусловно, это относилось и к музыке. Русская музыка, рожденная Великим Октябрем, строительством социализма, запечатлела идеи и образы революционного времени, мысли, чувства и дела нашего народа на пути его исторических свершений.

Пути развития советского музыкального искусства

О путях развития советского музыкального искусства за 70 лет и рассказывается в этой книге. В первой, обзорной главе описывается, какие трудности стояли на пути молодого революционного музыкального искусства, как на музыкальном фронте проводилось в жизнь программное требование партии — открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, рассказывается о сохранении народно-песенной традиции в профессиональной музыке, о рождении русской оперы и балета, о первых советских симфониях и произведениях кантатно-ораториального жанра. Обзорным является и заключительный раздел книги. В нем говорится о достижениях композиторов, работающих в наши дни, о значении русской музыкальной классики в развитии современной мировой музыкальной культуры.

В книгу включены монографические главы, посвященные творчеству выдающихся советских композиторов, занявших видное место в художественной культуре не только нашей страны, но получивших признание во всем мире. Главы об этих мастерах отечественной культуры дают представление о своеобразии их творческого, интеллектуального и человеческого облика; при этом подчеркивается тесная связь творчества композиторов с общественно-политической жизнью Советского государства.

Советское музыкальное искусство многонационально. Но книга эта в основном о русской музыке, как бы соединившей в себе наиболее характерные, типичные черты и особенности развития. Знакомство с этой книгой должно быть интересно и полезно читателям, стремящимся расширить свои знания о серьезной музыке — симфонической, оперной, балетной. Сведения, которые они почерпнут в книге, не только расширят их кругозор, но и помогут глубже понимать и ценить произведения истинного искусства, отличать их от безыдейной, пошлой, низкопробной духовной продукции, проникающей подчас в молодежную среду.

В новой редакции Программы КПСС, утвержденной историческим XXVII съездом партии, обращается особое внимание на формирование гармонично развитой, общественно активной личности и при этом большое значение придается «более полному и глубокому освоению трудящимися массами богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству». Русская молодежь должна вступать в самостоятельную жизнь высококультурной, образованной. И в этом ей поможет общение с настоящим, великим искусством советских композиторов.

МНОГООБРАЗИЕ ПОИСКОВ

Коренные преобразования, решительная ломка старого и утверждение нового — вот чем отмечены первые послереволюционные годы, причем не только в общественной жизни, но и в искусстве. Революция открыла перед народными массами двери концертных залов и театров, утверждая этим их причастность к искусству.

Не прошло и двух месяцев со дня победы Великого Октября, как петроградские и московские газеты оповестили читателей о предстоящих концертах, посвященных русской народной песне и творчеству композиторов-классиков. Началась национализация театров, музыкальных учебных заведений.

Культурная жизнь страны приобретала такую интенсивность, какой не знала еще ни одна эпоха в истории человечества, даже в моменты наивысших социальных потрясений. Создавались новые формы рабочей и красноармейской самодеятельности — театры, драмкружки, оркестры народных инструментов, духовые оркестры; открывались клубы, где трудящиеся впервые могли слушать серьезную музыку — бессмертные творения М. И. Глинки, композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера, А. Н. Скрябина, а также лекции о ней. Такие концерты надолго запоминались всем, кому довелось бывать на них, а бывали многие, многие тысячи.

Очень заботился о приобщении к искусству широких народных масс В. И. Ленин, при этом подчеркивал, что к искусству высокому, истинному. «Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее, великое искусство»,— говорил он в беседе с немецкой коммунисткой Кларой Цеткин.

Революция

Лучшая, передовая часть интеллигенции сразу же пришла к революции. Поэты А. Блок, В. Брюсов, композиторы Н. Мясковский, А. Кастальский, С. Василенко искренне приветствовали революцию и все то новое, что она с собой принесла. На анкетный вопрос одной из газет: «Может ли интеллигенция работать с большевиками?» — А. Блок категорически ответил: «Может и обязана».

Однако после Октября 1917 года в среде творческой интеллигенции произошло расслоение. Непонимание свершающихся событий привело некоторых в лагерь эмиграции, другие заняли позицию сторонних наблюдателей. Многие художники были просто не готовы к осознанию происходящего, тех целей, которые поставила жизнь перед искусством. Это породило идейный разброд, сознательное или неосознанное отчуждение, растерянность. И борьбу — порой напряженную, страстную.

Идеи, выдвинутые революцией, ломка самих основ жизни русского общества требовали и нового, искусства — новых средств выражения, новых форм, нового языка, музыкального и поэтического. Непременно нового и оригинального. Наиболее полно это выразил А. Блок в статье «Интеллигенция и революция»: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она — прекрасна».

Перед композиторами, художниками, поэтами лежала целина, по которой каждому предстояло проложить свою первую борозду. Это было тем труднее, что средства и опыт (даже собственный опыт) предыдущих лет мало годились для новой обстановки.

Настоящие художники честно, порой мучительно искали свои пути в искусстве, они осмысливали новую, советскую действительность, стремясь правдиво отобразить ее в своем творчестве. А пока современный быт заполняли переводная бульварная литература, пошлые песенки, где воспевались «изящная» жизнь, роковые страсти, далекие экзотические страны.

Примитивные песенки

Эти удручающе примитивные, вульгарные песенки звучали повсюду, даже на праздничных демонстрациях наравне с такими песнями, как «Молодая гвардия» и «Наш паровоз». «Это упрощенчество, музыкальное невежество чрезвычайно страшно для нового класса,— писал А. В. Луначарский,— ибо ведь новый класс, который не разобрался в старой культуре, легко может быть этим обманут. Дело, конечно, в высокой степени отчаянное и печальное, против него надо всемерно бороться».

Немало различных течений возникало тогда в литературе, искусстве, и каждое громко заявляло о себе. Все это будоражило умы и увлекало многих поэтов, художников, музыкантов в тенета лже новаторства и псевдоискусства.

Трудно было разобраться, где однодневные сенсации, пустоцветы, а где действительно ценные начинания, которым предстоит прожить десятилетия. Время — лучший судья. Оно отсеяло все ненужное и донесло до нас лишь особенно талантливое. А тогда жизнь полна была поисков, нередко тщетных, и находок, взлетов и падений.

На развитие советского искусства, в том числе и музыки, в те годы весьма заметное влияние оказывали члены объединения Пролеткульт. Они начисто отметали искусство прошлого на том лини, основании, что оно — непролетарское, старое. «Духовный рост пролетариата базируется прежде всего на духовном разрыве с прошлым,— утверждали они.— Пролетариат — творец будущего, а не наследник прошлого». А один из поэтов, глашатаев этих «идей», восклицал:
Мы во власти мятежного, страстного хмеля. Пусть кричат нам: «Вы — палачи красоты!» Во имя нашего завтра — сегодня сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!

Так языком поэзии провозглашал Пролеткульт: «Разрушать — это значит создавать». Великие русские писатели, композиторы, поэты прошлого отвергались за то, что у них не было «пролетарского самосознания». Отрицалось их влияние на дальнейшее развитие культуры, а классическое художественное наследие рассматривалось всего лишь как некий подсобный материал для анархических экспериментов. «Что мог написать ценного и поучительного для коммуниста, например, писатель-помещик или бюрократ-чиновник?» — вопрошали они, забывая, что многие представители той среды были не только прекрасными литераторами, музыкантами, художниками, но и самоотверженными борцами с самодержавием.

Отрицание личного творчества

Отрицали пролет культовцы и всякое проявление индивидуального, личного в творчестве. Они призывали к «слиянию с массами», к «коллективной психологии». Очень метко охарактеризовал это уродливое явление Маяковский.

Пролет культовцы не говорят ни про «я», ни про личность. «Я» для пролеткультовца все равно, что неприличность.

За это он был прозван ими «истребителем пролетарского искусства». Пролеткульт отрицал разнообразие форм и настроений в творчестве, отметая лирику как «упадок», и предлагал массам лишь бодрые маршевые песни.

Много «нового» было тогда противопоставлено «устаревшему» искусству прошлого. Здесь и попытки отразить в музыкальных произведениях «металлическую тему» (с призывами проникнуть «в душу металлов, в их историю, в их интимный мир и характер»), и стремление воспроизвести в музыке шум индустриального города (как, например, в симфоническом произведении А. В. Мосолова «Завод»), и, наконец, настойчивое желание уйти от выражения многих естественных, человеческих эмоций.

Это стремление «выдумывать свою особую культуру», по словам В. И. Ленина, было свойственно не только членам Пролеткульта, но и влиятельной музыкальной организации — Ассоциации пролетарских музыкантов, преобразованной впоследствии в РАПМ — Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов. Члены этого объединения писали в основном вокальные произведения — песни и хоры и были связаны с художественной самодеятельностью. В своих декларациях ассоциация отрицала как современную западноевропейскую музыку, так и мещанскую лирику, наводнявшую музыкальный быт. И в этом положительная сторона ее программы. Но с не меньшей энергией она противилась и возрождению, распространению музыки классической, мотивируя свое неприятие теми же причинами, что и Пролеткульт. Лучшие композиторы из входивших в РАПМ, такие, как А. Кастальский, Вик. Калинников, Д. В. ВасильевБуглай, создавали свою музыку, следуя классическим традициям, вопреки установкам организации.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"