Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Ассоциация современной музыки

Совсем иной была деятельность Ассоциации современной музыки (АСМ), весьма разнородной по составу. Членами ее были Б. В. Асафьев, М. В. Штейнберг, В. В. Щербачев, М. А. Юдин, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин и другие видные композиторы и музыкальные деятели. Некоторые из них были довольно далеки от модернизма. Но главные роли в этой организации играли музыканты, которые ориентировались на произведения современных западноевропейских композиторов, чьи новаторские устремления (зачастую они были самоцелью и не всегда художественно оправданы) поднимались на щит и ставились в пример. «Признавая за народной музыкой и за произведениями композиторов прошлых поколений педагогическое и историческое значение. общество не считает своей задачей пропаганду этой музыки»,— объявлялось в одном из документов АСМ. Зато из-за недостаточной требовательности, даже некоторого преклонения перед Западом на советскую оперную сцену и на эстраду проникали серые, посредственные произведения современных западных композиторов.

В деятельности каждой из этих организаций были свои достоинства и недостатки, обусловленные той не устоявшейся, во многом противоречивой эпохой. Эти недостатки, прежде всего профессиональная замкнутость и нежелание считаться с какой бы то ни было критикой извне, могли увести от основных целей развития русской музыки. Схожая обстановка сложилась и в области литературы. Партия в принятом в 1932 году постановлении ЦК «О перестройке литературно-художественных организаций» дала трезвую и реалистическую оценку деятельности всех подобного рода организаций, указала на необходимость коренного изменения их деятельности, создания творческих союзов, работа которых в полной мере отвечала бы задачам развития русской культуры. Вскоре был образован Союз советских композиторов, Союз советских писателей и др.

В первые годы после революции было создано немало произведений искусства, посвященных событиям того времени, а также памятным страницам отечественной истории. П. Триодин написал оперу «Степан Разин», В. Золотарев — оперу «Декабристы», А. Гладковский — оперу «За Красный Петроград» и т. д.

Ленин и великий октябрь

Однако основное содержание всего советского искусства тех лет, и музыки тоже, определили две магистральные темы — Ленин и Великий Октябрь.

Сначала о Ленине запели народные певцы — сказители, акыны, бахши — хранители вековых народнопесенных традиций, в чьем творчестве жили образы национальных богатырей и героев. Одним из таких народных певцов был киргизский акын Токтогул Сатылганов, который писал: И Ленин, и мудрая власть Спасли тебя, наша страна. Драконова черная пасть Народу теперь не страшна.

Первыми профессиональными произведениями, открывшими музыкальную Лениниану, стали оратория А. Кастальского «В. И. Ленину» («У гроба»), «Траурная ода» А. Крейна, «Пролог» Л. Половинкина, кантата «Октябрь» Н. Рославца, Симфоническая рапсодия И. Шиллингера. Особо следует выделить написанную в 1932 году драматическую симфонию В. Шебалина «Ленин» — трилогию для симфонического оркестра, чтеца, четырех солистов и хора на стихи поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин».

В середине 20х годов молодым тогда композитором Д. Шостаковичем было задумано монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, в котором должны были использоваться стихи В. Маяковского из поэмы «Владимир Ильич Ленин», С. Стальского, Джамбула, а также слова и мелодии народных песен о Ленине. Но замысел этот остался неосуществленным. Однако через несколько десятилетий композитор вновь вернется к этой теме — создаст величественную Двенадцатую симфонию «1917 год» и посвятит ее памяти Ленина.

Вообще Д. Шостакович в течение всей своей творческой жизни многократно обращался к образам Ленина и Октябрьской революции. Кроме уже названной Двенадцатой симфонии, им написана также симфоническая поэма «Октябрь», вокальный цикл «Верность». Все эти произведения очень популярны благодаря высоким художественным достоинствам, правдивости и одухотворенности музыки.

Вдохновения композиторов

Образы В. И. Ленина и революции и в последующие годы вдохновляли композиторов на создание самых различных произведений. Д. Б. Кабалевский посвятил вождю революции свою Третью симфонию — «Реквием памяти В. И. Ленина». Не так давно написаны такие произведения кантатноораториального жанра, как оратории «Ленин в сердце народном» Р. Щедрина, «Ленин с нами» А. Эшпая, «Эпоха Октября» Ф. Васильева, «Ленин с нами» А. Холминова, «Ленин в сердце народном» В. Агафонникова, «Песни села Шушенского» Ю. Шишакова, «Патетическая оратория» Г. Свиридова (пятая часть — «Разговор с товарищем Лениным»).

И можно не сомневаться: минуют годы, но последующие поколения композиторов будут находить в этих нерасторжимых темах — Ленин и Октябрь — все новые импульсы для вдохновения, все новые средства художественной выразительности для воплощения немеркнущих образов.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"