Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Первые советские симфонии

В первые годы становления русской музыкальной культуры наиболее активно проявляли себя композиторы старшего поколения — Н. Я. Мясковский, А. Д. Кастальский, Р. М. Глиэр, получившие известность еще до Октябрьской революции.

Каждый из этих композиторов и. я. Мясковский. по-своему замечателен, каждый внес заметный вклад в развитие русской культуры, сумев воплотить в своем творчестве преемственность двух музыкальных эпох — до и после Октября. Русские классические музыкальные традиции проявились у них в приверженности к русской народной музыке, в стремлении к доступности, демократичности музыкального языка. И вместе с тем каждый из них стремился осмыслить и отобразить в своем творчестве революционные сдвиги, социальные преобразования, которыми жила страна в те годы.

Творчество Николая Яковлевича Мясковского (1881 —1950) —одна из первых ярчайших страниц русской музыки. Этот композитор жил и работал на рубеже двух эпох и оказался одним из последних выдающихся композиторов; старой России, кто завершил художественные искания целого поколения русских музыкантов. Свою общественную позицию сторонника социальных преобразований Мясковский определил еще во время империалистической войны. В ответственный для Родины час он нашел в себе силы порвать со старым миром и приветствовал новый мир, став ему на службу сначала в качестве военного специалиста, а затем на ниве музыкального просвещения.

Деятельность этого высокообразованного и одаренного человека была очень разнообразна. Он вел большую работу в Наркомпросе, преподавал в Московской консерватории, совмещая все это с многочисленными общественными обязанностями — члена жюри, редактора, консультанта в Государственном музыкальном издательстве, члена бюро, а затем и правления Московской композиторской организации. Музыкальнопедагогическая деятельность Н. Я. Мясковского продолжалась около 30 лет, вплоть до самой смерти. Среди его воспитанников — А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Я Шебалин, Н. И. Пейко.

Творческий путь Мясковского

Творческий путь этого большого музыканта был сложным, грудной была его творческая судьба. Сочинять музыку юноша начал в пятнадцатилетнем возрасте, учась в кадетском корпусе. Страстное влечение к музыке не ослабевает и после окончания Военноинженерного училища — во время службы в саперных батальонах в Зарайске и Москве он самостоятельно пополняет свои музыкальные знания.

В 1906 году Н. Я Мясковский поступает в Петербургскую консерваторию. Не легко и не сразу пришел к столь крутому повороту в своей жизни двадцатипятилетний военный инженер, удачно продвигавшийся по службе. Много сомнений испытал он, мучительную раздвоенность между долгом военного человека и призванием музыканта. Но выбор был сделан, и пять лет своей жизни будущий композитор отдает учебе в консерватории: поначалу втайне от своего начальства, которое никогда не позволило бы подобного нарушения, а потом — выйдя в отставку, так как совмещать обучение музыке со службой было невозможно.

Еще до окончания консерватории Мясковский выступил как композитор в одном из «Вечеров современной музыки», где было исполнено несколько его романсов. Однако он тяготел к крупным формам для симфонического оркестра. И еще до 1914 года, когда он был призван в действующую армию, в концертах прозвучали три его первые симфонии, симфоническая поэма «Аластор», Симфониетта.

В самые кризисные годы, предшествовавшие Великой Октябрьской революции, Мясковский сохранил верность высоким идеалам реалистического искусства, утвердившегося прежде всего в его симфониях. Он был единственным, если иметь в виду значительных композиторов того времени, кто работал в этом жанре, продолжая славные традиции русского симфонизма.

Лучшее произведение Мясковского

Лучшим произведением Мясковского первого, дореволюционного периода явилась Третья симфония, оконченная в 1914 году. Полная трагического беспокойства, страстной взволнованности, она сочетает в себе мрачную безысходность, могучие порывы и возвышенную патетику. Эта симфония оказалась последней в предоктябрьский период. Призванный в действующую армию в первые же дни войны, Мясковский изведал все тяготы окопной жизни. Он участвовал в штурмах крепостей, в наступлении, в продвижении через Полесье, в стремительном обратном бегстве через Галицию и Польшу. Все он выразил потом в своем творчестве. Но это было уже после Октября.

Революция призвала русскую интеллигенцию в ряды строителей новой жизни, новой культуры. Н. Я. Мясковский стал одним из тех, кто сразу и безоговорочно примкнул к борющемуся народу. К этому времени он был уже известным композитором, автором трех симфоний, двух симфонических поэм, Симфониетты, Увертюры, многих камерных сочинений — инструментальных и вокальных.

Несколько лет после Великой Октябрьской социалистической революции композитор в качестве военного специалиста работает в Морском Генеральном штабе, и лишь в 1921 году он смог полностью отдаться музыке, творчеству.

Однако все прошедшие годы Мясковский продолжал сочинять. В 1918 году им была закончена задуманная еще во время войны Четвертая симфония. В этой музыке господствуют образы остродраматические, трагедийные. Почти одновременно с Четвертой он завершил работу и над Пятой симфонией, которая вводит слушателя в мир совсем иных чувств и отличается обилием народнопесенных интонаций; в ней звучит и подлинно народная мелодия — западноукраинская «колядка», записанная композитором в Галиции. Впервые обратившись к народнопесенной стихии, Мясковский создал произведение подлинно народное по духу. Здесь слышен и наигрыш пастушеской свирели, и ласковая печальная колыбельная, зримо ощущаются богатырские, величавые образы, стремительная маршевость, праздничность. Особенно выделяется в этом смысле третья часть — Скерцо, которая представляет собой яркую, веселую картинку новогоднего народного праздника. Высокие художественные достоинства мелодического материала, пропорциональность и стройность частей — все говорит о мастерстве композитора, достигшего к тому времени творческой зрелости.

Признанный советский композитор

Н. Я. Мясковский не просто признанный композитор, но композитор именно советский, отображающий в своем творчестве новую, советскую эпоху, точнее отдельные ее периоды с теми или иными их особенностями. И вполне определившаяся сущность его музыки, по мнению критиков, «.может быть выражена в одном слове: человечность».

Наиболее ярким творческим достижением Мясковского в 20е годы стала его Шестая симфония. В ней отразились многие трагические события той эпохи: интервенция, разруха, смерть близких, друзей, «белый террор», развязанный контрреволюцией и заключавшийся в убийстве выдающихся деятелей партии. В этой симфонии впервые столь отчетливо проявились связи композитора с традициями русской классики, что сказалось в демократизации музыкального языка, приближенности его к народнопесенной стихии, гармоничной стройности всего сонатносимфонического цикла.

После первого исполнения в Москве в 1924 году Шестая симфония многократно звучала в Америке (в НьюЙорке, Филадельфии, Чикаго) и в Европе (в Вене, Лондоне), где была признана «.самым убедительным современным сочинением в классической симфонической форме. из всех, которые здесь когдалибо ИСПОЛНЯЛИСЬ». И действительно: среди многих симфонических произведений начала 20х годов, созданных советскими композиторами («Мцыри» М. М. ИпполитоваИванова, «Запорожцы» Р, М Глиэра, «Галльский набег» А. Ф. Гедике), Шестая симфония МЯСКОВСКОГО оказалась единственным произведением, Сохранившим художественную ценность и в наши дни.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"