Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Художественная ценность в наши дни

Автор ставил в ней проблему трудного, противоречивого развития личности, ее сознания в период величайшего социального преобразования, которое неминуемо влекло за собой преобразования и нравственноэтические. Благодаря присущей ему чуткости, острой восприимчивости композитор не только уловил характерные черты той сложной и во многом противоречивой эпохи, но и запечатлел их в музыке: глубоки и масштабны образы Шестой симфонии, ярок и значителен отображенный в ней эмоциональный мир.

В 30е годы Мясковский продолжает преподавать в Московской консерватории и по-прежнему активно участвует в общественной жизни. Он редактор академических изданий русских композиторов-классиков, член жюри многих конкурсов — композиторских и исполнительских, руководит большой работой в Союзе советских композиторов, пишет статьи по различным музыкальным проблемам. «Знания, ум, человеческое обаяние влекли к нему всех — и маститых и молодежь. И Мясковский никому никогда не отказывал. Внимательный, скромный, демократичный, каким и должен быть настоящий художник,— таким запомнился мне Мясковский с первого же раза»,— писал о нем Д. Д. Шостакович через много лет.

Большой удачей композитора явилась Двадцать первая симфония, законченная в 1940 году. Эта одна из лучших его лирических симфоний. Пластическая красота, широкая напевность лирических темобразов определили ей место совершенно особое и в творчестве композитора, и в развитии всей симфонической музыки. Ее одночастная структура вместила в себя глубокое содержание: образы русской природы, выраженные в песеннолирических темах, различные стороны жизни народа в напряженно драматических, психологически насыщенных музыкальных эпизодах.

Струнные квартеты

В годы Великой Отечественной войны Н. Я. Мясковский создает струнные квартеты, три симфонии, из которых Двадцать вторая, симфониябаллада, навеяна образами войны, а в Двадцать третьей использованы мелодии песен и танцев народов Северного Кавказа; Сюиту, Концерт для виолончели с оркестром, произведения для фортепиано, для духового оркестра, вокальные сочинения. Среди них выделяется поэмакантата «Киров с нами» на стихи Н. Тихонова — героикопатриотическое произведение суровой, мужественной скорби и романтической возвышенности.

Двадцать седьмая симфония стала последней симфонией Мясковского и явилась одной из вершин советского симфонизма. В ней композитор, рассказывая «о времени и о себе», раскрывает вечно новую и вечно волнующую тему — «человек и окружающий его мир». Замечательная личность музыканта, отразившего нашу великую эпоху во многих выдающихся творениях, теперь утверждала себя не столько в борьбе, сколько в философском осмыслении пережитого.

Отличительной чертой Двадцать седьмой симфонии является ее оптимистическое содержание, обусловленное послевоенной эпохой. Оптимизм Двадцать седьмой симфонии — это преодоление, порой мучительно напряженное, всего того скорбного, трагедийно мрачного, что стоит на пути человека.

Законченная в конце 1949 года симфония была впервые исполнена в следующем, 1950 году, уже после смерти автора. «Двадцать седьмая симфония — это сочинение советского художника,— писал тогда журнал «Русская музыка».— Об этом не забываешь ни на минуту, слушая замечательную симфонию, полную особого, свойственного только советским людям, внутреннего оптимизма и жизнеутверждающей силы».

Творческое наследие Мясковского

Творческое наследие Мясковского велико: 27 симфоний, 13 квартетов, 9 фортепианных сонат, множество других сочинений — симфонических, вокальных. Особенностью творческого стиля Мясковского является органичное слияние тревожной, беспокойной мысли и высокой поэтичности художественных образов. В его музыке такой накал чувств, страстей, что они потрясают слушателей.

За сорок лет, что отделяют первые сочинения композитора от последних, его творческая манера претерпевает большие изменения: погруженный в свои душевные переживания лирик (каким начал Мясковский свой путь) он вырос в истинно современного советского художника, все творчество которого овеяно бурями нового, переломного времени.

Высока художественная миссия этого выдающегося композитора: он стал основателем русской симфонической школы; лучшие его произведения входят в золотой фонд русской музыкальной классики.

Параллельно с Мясковским в 20е годы работали и другие русские композиторы, писавшие совершенно в ином ключе. Многие созданные ими симфонии приближены по стилю к кантатам и ораториям, что особенно стало распространено в конце 20х годов — к 10летнему юбилею русской власти было создано большое количество произведений для симфонического оркестра и хора. В них впервые воплотились образы массового энтузиазма, они наполнены гражданским пафосом. Таковы, например, Вторая и Третья симфония Дмитрия Шостаковича, молодого тогда композитора, недавно окончившего Ленинградскую консерваторию.

Вторая симфония — «Посвящение Октябрю» — была написана н 1927 году, и первое ее исполнение состоялось в дни празднования X годовщины революции. Симфония была одобрительно встречена музыкальной общественностью.

Третья симфония «Первомайская» — привлекает обилием песенных интонаций, большим размахом, широтой развития музыкального мак риала и радостной приподнятостью.

Симфонии Мясковского

Обе симфонии одночастные, свободные по форме, и обе завершаются хорами на слова современных пролетарских поэтов. В этих произведениях автор стремился запечатлеть героику эпохи, обобщенную идею революции и использовал для этого сходные приемы музыкальной выразительности, такие, как простота многих мелодий, близость их к массовым песням, элементы изобразительности, хоровая декламация. Эти симфонии очень близки к динамичному искусству тех лет — музыкальному театру, массовым действам. Отдельные эпизоды в них напоминают характерные для того времени сцены из реальной жизни — митинги, массовки, речи ораторов, есть в них и музыкальные картины весенней природы. Образный строй произведений отличается звонкой жизнерадостностью, светлой праздничностью.

Но, несмотря на сходство, несомненно различие этих двух симфоний.

Если Вторая симфония состоит из отдельных эпизодов, носящих довольно обобщенный характер, то Третья изображает панораму народного праздника. Композитор остро чувствует и передает упругие ритмы, мелодическую напевность современных массовых песен; звонкие, стремительно чередующиеся праздничные образы противостоят отдельным скорбным, порой даже мрачным картинам, которые как бы оттеняют общее светлое, радостное настроение музыки.

Такие симфонии, с их конкретными, яркими музыкальными образами, могли быть созданы только в то необычное время, когда обновление путей в искусстве считалось едва ли не главной, первоочередной задачей. Много необычного заключено в этих произведениях — многие поиски тех лет: революционная романтика, пафос переустройства мира, романтическая устремленность в будущее.

В 20е годы были созданы и другие симфонии, близкие к традициям русской классики. Это Третья симфония А. Гедике, симфоническая картина «Запорожцы» Р. Глиэра, Вторая симфония В. Щербачева и т. п., но они не оставили заметного следа в истории русской музыки.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"