Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Народнопесенная традиция

Замечательной традицией русской классической музыки всегда была связь с музыкой народной. Эта традиция после Октября продолжала развиваться. Высокая песенная культура нашего народа, ее удивительное мелодическое богатство, своеобразие попрежнему привлекали к себе пристальное внимание композиторов и просто любителей музыки.

Важное значение для поддержания в обществе стойкого интереса к народной русской песне имела деятельность собирателей и исследователей народного музыкального творчества, таких, как А. Листопадов, Е. Линева, М. Пятницкий, а также А. Кастальский — исследователь музыкального русского фольклора, создавший на основе русской народной песни первые хоровые сочинения, посвященные революционным событиям и новой русской действительности.

Александр Дмитриевич Кастальский (1856—1926), ученик П. И. Чайковского и С. И. Танеева, окончил Московскую консерваторию в 1882 году. Кастальский был выдающимся педагогом, композитором, создавшим много замечательных хоровых сочинений; он стал первым советским исследователем русской народной песни.

В дореволюционное время Кастальский проявил себя как музыкантдемократ: преподавая в течение двух десятилетий в Московском синодальном (хоровом) училище, руководя хором этого училища, он немало сил отдает и Народной консерватории, а также одному из рабочих хоровых коллективов. Тогда же начинается его исследовательская работа по изучению русского музыкального фольклора, который постоянно привлекал внимание композитора. Интересны его опыты свободной обработки русских народных песен, русской церковнохоровой музыки, ведущей свое начало из народной русской песни, его попытки обновления древнерусского, так называемого знаменного распева. Эти новаторские устремления музыканта нередко приводили в прошлом к конфликтам с представителями церковных кругов, от которых он во многом зависел.

Воспитание в лучших традициях русской музыки

Воспитанный в лучших традициях русской музыки А. Д. Кастальский считал, что для успешного ее развития необходима опора на русскую народнопесенную стихию, без этого не может быть национального искусства вообще и музыки в частности. Главной целью и музыкального образования, и композиторской деятельности, по мнению Кастальского, должно быть непременно освоение народного русского многоголосия, какого, как он утверждал, не имела еще ни одна народная музыка. Этой цели была подчинена вся деятельность замечательного музыканта.

Великий Октябрь Кастальский встретил на склоне жизни. Будучи одним из первых признанных музыкальных деятелей, кто горячо приветствовал революцию, он сразу же активно включился в культурное строительство. Это был последний период ЖИЗНИ композитора, но он стал самым активным и самым плодотворным периодом в его творчестве.

И эти годы им были созданы хоровые произведения на современные темы: «Красная Русь», «К зарубежным братьям», оратория «В. И. Ленину», «Сельскохозяйственная симфония» с хором. Пристальный интерес композитора к народной русской песне особенно сказался в таком произведении, как «Сельские работы в народных песнях», где весьма ощутимы поиски нового музыкального стиля, в котором соединились новые народнопесенные интонации и высокая профессиональная музыкальная культура.

А. Д. Кастальский принимал большое участие в массовопропагандистской музыкальной работе, возглавлял Народную хоровую академию. Вместе с наиболее активными педагогами Московской консерватории он в 1924 году вошел в «Группу красной профессуры» и нередко являлся инициатором передовых начинаний в музыкальной педагогике.

Создание курса русской гармонии

Одним из таких начинаний была попытка создания курса русской гармонии на народно-национальной основе. Глубоко вникнув в существо русского многоголосия, Кастальский смело и принципиально поставил вопрос о его претворении в композиторской практике. Результаты своих наблюдений над природой народного многоголосия он подытожил и впервые изложил в книге «Особенности народно-русской музыкальной системы» (1923 г.), а затем и в более обширном труде «Основы народного многоголосия». Кастальский утверждал, что «народный язык музыки имеет и выработал свои самостоятельные обороты музыкальной речи, свои приемы многоголосия, свои созвучия, излюбленные им последования, из которых многие идут вразрез с установившимися правилами музыкальной вежливости, музыкального приличия, благонамеренности, если можно так выразиться. Как меткие, характерные, своеобразные, может быть, даже грубоватые своею резкостью народные поговорки, пословицы придают языку особый отпечаток, ценный именно своей свежестью, неожиданностью оборотов, и обогащают общую сокровищницу человеческой речи, так и своеобразные обороты и неожиданности народной музыкальной речи вольют в общую сокровищницу мирового музыкального искусства освежающую струю. В этой музыке уже создан свой язык, свой способ музыкально выражаться, этим языком надо овладеть».

Во всех своих выступлениях А. Д. Кастальский призывал музыкантов к единению с народом, художественную самобытность и самостоятельность которого он горячо отстаивал. А. В. Луначарский назвал А. Д. Кастальского в числе тех немногих русских композиторов, «революционно мыслящих и чувствующих музыкантов, которые единственно обслуживали с первых лет революции ее нужды».

Одновременно с деятельностью А. Д. Кастальского и других русских музыкальных фольклористов русское народное творчество активно популяризировалось многочисленными народными хорами. Среди них выделялся русский народный хор, организованный еще до Октябрьской революции М. Ег Пятницким и ныне носящий его имя. Репертуар этого хора составляют народные песни различных областей нашей страны, а также песни, созданные композиторамипрофессионалами. Позднее, уже в 40—50е годы, были созданы Воронежский, Уральский, Сибирский, Омский народные хоры, которые не только развивают свои местные, «областные» традиции, свою манеру исполнения, но и закрепляют общенациональную русскую песенную традицию.

Первые русские оперы и балеты

Рассказывая о становлении русской музыкальной культуры, следует непременно сказать о работе советских композиторов в области музыкальносценических жанров — оперы и балета. Еще до Октября эти жанры переживали кризис. После «Золотого петушка» Н. А. РимскогоКорсакова русское оперное искусство не пополнилось ни одним достойным произведением этого жанра. На оперных подмостках появлялись малосодержательные, подражательные, подчас не профессиональные оперы, как, например, «Бездна», «Женщина с кинжалом», «Дворянское гнездо» В. И. Ребикова, «Призрак» М. Данилевской и др.

Да и в новых постановках классических опер зачастую основное внимание уделялось декорациям, костюмам. Это превращало оперный спектакль в «пиршество для глаз», где музыке отводилось весьма скромное место, не имеющее ничего общего с замыслом композитора. И подчас спектакли вопреки музыке, вопреки замыслу композитора уподоблялись цирковым ревю или опереточным феериям, призванным ошеломить зрителей. В первые послереволюционные годы многим эти виды искусства казались отошедшими в прошлое — ведь тогда более популярны были митингипредставления, массовые действа. И всетаки онера и балет продолжали существовать и развиваться, наполняясь новым содержанием.

Создание опер, соответствующих требованиям времени, предполагало выведение на оперную сцену новых героев. Нуждались п обновлении и оперные формы, и музыкальный язык, которым изъясняются персонажи. Необходимо было избежать слепого подражания, повторения ранее найденных приемов музыкальною письма. Стремясь воплотить на оперной сцене новый образный мир, композиторы на первых порах обратились к историческим темам, к отражению в музыке трагических и героических образов крестьянских вожаков. Возможно, потому героями периых советских опер стали Емельян Пугачев.

Таковы, например, оперы «Северный ветер» Л. Книппера, «Камаринский мужик» В. Желобинского, «У перевоза» А. Гедике, «Прорыв» С. Потоцкого, «За Красный Петроград» А. Гладковского; балеты «Иосиф Прекрасный» В. Василенко, «Карманьола» Б. Асафьева, «Красный вихрь» В. Дешевова и др.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"