Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Оперы и балеты 20х годов

И все же некоторые оперы и балеты, созданные в 20е годы, дошли до нашего времени. Это, например, опера «Нос» Д. Шостаковича, его же балет «Золотой век», балет Р. Глиэра «Красный мак» — первый многоактный балет на современную тему.

Опера «Нос» Д. Д. Шостаковича, несмотря на, казалось бы, отдаленный по времени сюжет (в основе его лежит одноименная повесть Н. В. Гоголя), возникла из противоречий современной автору жизни: старого оставалось еще немало, и старые пороки, принимая подчас новые формы, утверждали себя в новой действительности, особенно в быту.

Нэп вынес на поверхность все то низменное, пошлое, что должно было уже навсегда кануть в прошлое. С горькой иронией писали современники о торжестве «хозяев еды», негодуя на то, что «брюхо было не только реабилитировано, но и возвеличено». Частные лавочки, магазины, рестораны, пивные — «с фокстротом, с русским хором, с цыганами, с балалайкой, просто с мордобоем» — заявляли о себе громко и решительно. «В годы нэпа нас потрясала, доводила до отчаяния живучесть мещанства»,— вспоминал о том времени Илья Эренбург.

Это порождало особое направление в искусстве, литературе: сатира, гипербола, доходящая до гротеска, стали основным оружием советских художников в борьбе с мещанскими вкусами. Особо выделялись гротескносатирические образы в поэзии и драматургии В. В. Маяковского («Баня», «Клоп», «Мистериябуфф» и др.).

И Д. Д. Шостакович в своей первой опере сумел правдиво раскрыть сущность современной ему действительности через преувеличение отдельных ее сторон. Для этого потребовалось создание ситуаций, которые сами по себе были фантастичны, невозможны, но они раскрыли наиболее типичные пороки людей. В этом композитор оказался наиболее близок великим художникам прошлого — Гойе, Домье, отчасти писателюромантику Гофману. И уж, конечно, самое большое влияние на него оказали русские писателисатирики — Н. В. Гоголь, М. Е. СалтыковЩедрин. Оба они любили ставить героев в необычные ситуации, чтобы ярче выявить действительную их сущность.

Тяготение композитора к изображению человеческих типов

Вместе с тем в опере уже довольно определенно проявилось тяготение композитора к изображению жизненно достоверных человеческих типов, психологических переживаний. В этом Шостакович оказался наиболее близок М. П. Мусоргскому, влияние которого проявилось в творческом усвоении молодым композитором отдельных его приемов — в господстве речитативов, в стремлении приблизиться к живой разговорной речи, в мастерстве выявления бытовой комической детали.

Опера «Нос» — произведение новаторское. Музыкальный язык — богат, интересен. Точно следуя за текстом, за изгибами человеческих чувств, он явно приближается к разговорной речи, а порой и просто становится ею. В нем удачно сочетаются особенности современной музыки (атональность, гротеск, своеобразные приемы оркестрового письма) и традиции комической оперы (яркая буффонадность, разговорные диалоги, стремительно развивающееся действие, характерность ансамблей, использование танцевальных жанров — польки, галопа, вальса, хотя и гротескно измененных).

Первыми приступили к созданию балетов композиторы старшего поколения. Но их балеты, такие, как «Клеопатра» Р. Глиэра (на сюжет «Египетских ночей» А. С. Пушкина), «Иосиф Прекрасный» С. Василенко (на библейский сюжет), были очень далеки от запросов русской аудитории.

В 1927 году, к 10летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, было создано несколько балетов на современные темы. Из них наиболее интересен «Красный мак» Р. М. Глиэра, в котором раскрывается тема международной солидарности трудящихся. Сюжет балета довольно прост: команда советского судна, причалившего в китайском порту, сталкивается с различными представителями капиталистического мира и устанавливает отношения дружбы, товарищества с китайским народом. Главная героиня балета танцовщица Тао Хоа любит советского капитана, спасает его в трудную минуту и тем обрекает себя на гибель.

Музыка балета мелодична, ярко эмоциональна

Особенно значительным получился образ Тао Хоа. У нее два характерных лейтмотива. Первый — светлый, изящный — несколько напоминает китайскую народную мелодию. Второй — лирически напевный. Оба эти лейтмотива — особенно второй — на протяжении балета получают широкое развитие и становятся подчас основами драматически выразительных сцен.

Интересна музыкальная характеристика капитана советского судна. Интонационно она близка мелодии «Интернационала» и потому звучит торжественно, сурово. Матросы же обрисованы посредством частушечноплясовой мелодии «Яблочко», бывшей очень популярной в те годы. В развитии дана и музыкальная характеристика китайских портовых рабочих — кули. Если в первом акте их характеризует музыка монотонная, тяжелая, передающая их подавленность, скорбную сосредоточенность, то в дальнейшем она становится более мужественной, решительной и завершается героическим маршем. Это величаво победное шествие переходит в сцену восстания и кончается эпилогомапофеозом.

Балет «Красный мак» имел огромный успех и очень долго держался в репертуаре Большого и других театров страны.

Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875—1956) — прекрасный композитор старшего поколения, немало сделавший для становления различных жанров русской музыки. Он автор нескольких опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, романсов. Глиэр активно проявил себя и как дирижер. Ученик замечательных русских композиторов И. С. Танеева и А. С. Аренского, Глиэр, еще будучи студентом, пробовал сочинять и в первых же произведениях проявил себя как последовательный продолжатель традиций русской классической музыки.

Особенно близки были ему богатырский эпос и величавость музыки А. П. Бородина, А. К Глазунова. Это ярко проявилось в его Третьей симфонии «Илья Муромец», в симфонической картине «Запорожцы», написанной по знаменитой картине И. Е. Репина, а также в романсах, очень популярных в свое время («Лада», «Сладко пел душасоловушко»).

Музыкальный фольклор Глиэра

Большое место в творческой жизни Глиэра занимал музыкальный фольклор, и не только русский. Еще в юности он увлеченно собирал и обрабатывал русские, украинские народные песни. В 20—30е годы композитор жил в республиках Закавказья и Средней Азии. Там он продолжал собирать и изучать местный музыкальный фольклор. Результатом этой работы стали написанные им оперы «Шах-Сенем» на сюжет азербайджанской легенды, «Лейли и Меджнун» на узбекский национальный сюжет, узбекская музыкальная драма «Гюльсара», которые вошли в сокровищницу национальных культур. Признанный мастер музыкально-сценических жанров, Р. М. Глиэр после «Красного мака» написал также балеты «Дочь Кастилии», «Тарас Бульба», «Медный всадник» — на сюжет прекрасной поэмы А. С. Пушкина. Это истинно национальное произведение, в котором гармонично отобразился высокий мир пушкинской поэзии и глубокое постижение композитором мира русской народной песенности, стихии национального танца.

Тонкая, выразительная музыка — то лирически проникновенная, то народнотанцевальная, жанровая — чисто симфоническими средствами передает светлую приподнятость настроения юного героя и его возлюбленной (I акт) и трагические переживания потерявшего рассудок безумца (II акт).

Помимо большого количества танцевальных эпизодов, впечат. ляют в балете и выразительные симфонические фрагменты — картины, нарисованные лишь средствами симфонического оркестра (картина наводнения, бег обезумевшего Евгения).

Как и обычно, основные герои произведения охарактеризо ваны с помощью лейтмотивов. Есть лейтмотив Петра, лейтмотив любви Евгения и Параши, лейтмотив «великого города». Поставленный в 1949 году балет был удостоен Государственной премии Российской Федерации в 1950 году.

В последующие годы композитором были написаны также «Увертюра на славянские народные темы» и Концерт для голоса с оркестром, удостоенный Государственной премии Российской Федерации. Характерно, что последним произведением Глиэра, созданным незадолго до смерти, был «Гимн труду» — светлая, оптимистическая песня, воспевающая труд, основу человеческой жизни.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"