Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Балеты 20-30х годов

На рубеже 20—30х годов советскими композиторами было создано несколько балетов. Это балеты Б. В. Асафьева «Пламя Парижа» (о Парижской коммуне), «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» на пушкинские сюжеты, балет М. О. Штейнберга «Тиль Уленшпигель», «Золотой век» Д. Шостаковича. Пожалуй, самую долгую сценическую судьбу имели балеты «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан». «Пламя Парижа» был впервые поставлен в 1932 году сначала в Ленинграде, а затем в Москве. Сюжет этого балета — революционные события во Франции в конце XVIII века — обязывал авторов к тщательному изучению исторических материалов, и прежде всего музыки того времени. «Я смотрел на эту музыку глазами историка»,— писал сам композитор. И естественно, что музыка балета пронизана мелодиями французских революционных песен, народных танцев, а также их интонациями. Звучат в ней и мелодии известных композиторов той эпохи — Гретри, Мегюля, Госсека. Б. Асафьев воспользовался такими музыкальными отрывками из их произведений, которые, по его словам, могли создать «суровомрачный реквиемный колорит», необходимый для «отпевания старого режима».

Из танцев, составляющих музыкальную характеристику народа, действенного, активного, наиболее интересны фарандола и танец басков. Любопытно, что это не подлинные французские мелодии, но написанные столь «пофранцузски», что сами французы принимают их за свои. Апофеоз героической борьбы народа передан посредством подлинных мелодий французской революции — «Марсельезы» и «Все вперед!».

Значительным событием советского хореографического искусства явился и другой балет Асафьева, созданный в те же годы,— «Бахчисарайский фонтан» по одноименной поэме А. С. Пушкина. В этом балете в соответствии с содержанием господствуют уже иные образы — лирические. Сам композитор стремился «построить музыку на мелодиях и ритмах балетов пушкинской поры, написанных на его же сюжеты».

Начинается и завершается балет одной и той же музыкальной вставкой на мелодию романса Гурилева «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Мария и Гирей

Два центральных образа этого балета — Мария и Гирей — обрисованы резко контрастной музыкой. И хотя в характеристике Марии нет подлинных польских мелодий, но отдельные интонации их улавливаются; в целом же в музыке Марии преобладает романсная сфера, связанная с ритмом вальса. В музыкальной характеристике Гирея ощутимы интонации жесткие, ритмически острые, резкие. Они помогают созданию образа грубой, властной силы.

Лучшие из первых советских балетов — балеты Р. М. Глиэра и Б. В. Асафьева ценны не только своей музыкой, но и реалистическим содержанием, утверждением на балетной сцене реалистических принципов, которые в последующие десятилетия так удачно утверждались творчеством С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова и других композиторов.

Ко времени создания первого своего балета Шостакович был уже автором многих разнохарактерных сочинений в самых различных жанрах. Большинство из них пронизывает стихия танцевальное™, которая проявилась уже в первом его значительном произведении, созданном в консерваторские годы,— «Фантастических танцах». Пластическую выразительность, упругий танцевальный ритм его музыки не раз отмечали многие критики.

Сюжет балета «Золотой век», поставленного в 1931 году, в какойто мере перекликается с балетом «Красный мак». В нем также противостоят два мира — мир советских людей и чуждый им мир капитала.

Недостатки балета

Но ни остроумная живая музыка, ни прекрасный исполнительский состав — в спектакле участвовали юные Галина Уланова и Вахтанг Чабукиани — не могли восполнить недостатки этого балета, его слабую драматургию. Он очень быстро сошел со сцены и был забыт. Теперь же, спустя пять десятилетий, балет, вернее музыка балета, обрел новую жизнь — с другим. «Золотой век» вновь идет на сцене Большого театра н постановке одного из лучших современных балетмейстеров — к Григоровича.

30е годы — необычные годы в истории нашей страны: первые пятилетки, огромный энтузиазм масс, строящих новую жизнь. Все более значительным, содержательным становилось и советское искусство. В середине 30х годов в советском искусстве, в том числе в музыке, утвердился новый творческий метод — метод социалистического реализма, который предполагает правдивое, глубокое, исторически конкретное отображение действительности в ее революционном развитии; при этом художник ставит задачу идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Неотъемлемыми качествами социалистического реализма являются партийность, сознательное отстаивание художником идей социализма, идейность и народность, обращение к самым широким кругам слушателей, зрителей, читателей. Социалистический реализм продолжает реалистические традиции русского классического искусства, будь то литература, музыка, изобразительное искусство; в то же время он и отличается от прежних типов реализма тем, что не только правдиво воспроизводит в художественных образах существенные стороны реальной действительности, но и помогает понять направление ее развития.

Множество прекрасных произведений было создано в те годы, много имен составили тогда славу русской культуры.

Особенно больших успехов достигла Русская опера: именно тогда были созданы такие интересные произведения, как «В бурю» Т. Хренникова, «Кола Брюньон» Д. Кабалевского, «Семен Котко» С, Прокофьева*, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского. Последние две оперы на сюжеты недавно вышедших романов М. А. Шолохова имели довольно большой успех. Однако следует сказать, что обе они были далеки от совершенства. Пожалуй, самыми привлекательными в этих операх были песенные мелодии, которые перекликались с казачьим песенным фольклором. В них до некоторой степени раскрывались характеры героев, их личные чувства, хотя в целом музыка не имела сквозного драматургического развития, что было свойственно классическим операм XIX века, и, следовательно, не способствовала показу динамики развития характеров героев, их чувств и настроений. Очень обедняли оперы и отсутствие настоящих драматически насыщенных ансамблей, и статичность оркестра, его недостаточная выразительность. Зачастую оркестр лишь создавал фон на выдержанных аккордах для таких сцен, где драматизм содержания должен бы достигать большого напряжения.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"