Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

30е годы и советская музыка

В 30е годы возрос интерес к нашей истории, к наиболее значительным ее страницам, что проявилось в кантатах, ораториях советских композиторов, среди которых следует особо выделить «На поле Куликовом» Ю. Шапорина и «Александр Невский» С. Прокофьева. Воспевая прошлое русского народа, на протяжении веков отстаивавшего свою независимость, художники «прозревали» недалекое будущее, которое становилось все более явным, неотвратимым. Ведь очень скоро наступило время Иных битв за Русскую землю.

Вклад Юрия Александровича Шапорина (1887— 1966) в советскую музыку оказался очень значителен: создатель монументальных произведений на историческую тематику, он с той художественной силой воспел славное прошлое русского народа.

В этом первом монументальном сочинении Шапорина проявился его интерес и к истории, и к современной действительности. Он не был случайным: события 30х годов, когда в Германии укрепился фашизм и все ощутимей становилась угроза новой войны, заставляли задумываться и проводить исторические параллели.

Размышления о судьбах Родины, о ее славном историческом прошлом были в то время особенно актуальны. Они были как бы продолжением того непреходящего интереса к русской национальной истории, который вызывал творческое вдохновение у М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. РимскогоКорсакова и который М. П. Мусоргский определил своим знаменитым изречением: «Прошедшее — в настоящем».

В кантатесимфонии «На поле Куликовом» композитор не ставил задачу последовательного рассказа о тех далеких событиях, воссоздания особенностей той эпохи, ее быта. Свое творческое внимание он сосредоточил на достижении жизненной достоверности образов — исторически конкретных, как Дмитрий Донской, или обобщенных, собирательных, как образы Невесты, Воина, Матери.

Замысел композитора

Два эпиграфа, предпосланные произведению, во многом раскрывают замысел композитора: «Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию» и «Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле».

Последовательное развитие основной темы воплощено в законченных по форме эпизодах, следующих по принципу контрастного сопоставления сольных и хоровых номеров, лирически просветленных и драматически напряженных, неторопливых в своем развитии и стремительных, что порождает и контраст психологических состояний. Но эти контрасты не заслоняют органичности внутреннего единства музыкальной драматургии кантаты. В ее хоровых номерах нашли отражение думы и чаяния народа, различные состояния народного духа. Таков, например, хор русских воинов, полных решимости навсегда порвать с ненавистным татарским игом, хор женщин, провожающих своих мужей и сыновей на смертный бой, нежная и ласковая «Колыбельная», ликующий «Хор вестников», в котором воплотился образ победы, торжества.

С этими номерами связаны и образы основных героев кантатысимфонии: Невесты, Витязя, Матери, Дмитрия Донского, в каждом из индивидуальных портретов воплощены лучшие черты народного характера.

Вот, например, Витязь. Это обобщенный образ русского воина, очерченный довольно многогранно: воодушевленный светлым патриотическим порывом, горячей любовью к Родине, он полон решимости ее защищать. Вместе с тем в душе его не только решимость, воля к победе, но и глубокие раздумья о судьбах Отчизны, о своей нерасторжимой связи с ней. Музыка, характеризующая этого героя, окрашена в суровые, мужественные тона.

Музыкальный образ Дмитрия Донского

Музыкальный образ Дмитрия Донского совмещает в себе черты конкретного исторического лица и черты характера Витязя — русского воина. И хотя музыкальная характеристика его иная, все же сходство мелодического языка несомненно, как и сходство чувств, выраженных также конкретно, правдиво.

Все это придает произведению цельность, единство, а основной идее — определенность, логическую завершенность.

В 1939 году симфониякантата «На поле Куликовом» была .исполнена с огромным успехом сначала в Москве, Ленинграде и Киеве, а затем за рубежом — в Англии, Канаде.

Появление ее было важным событием в культурной жизни страны. Это замечательное произведение в предвоенные годы приобрело особое общественное звучание. И не удивительно, что воспринято оно было современниками не только как воспоминание о славном героическом прошлом, но и как прозрение в будущее.

Начало Великой Отечественной войны не остановило развития русской музыкальной культуры. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Героический период нашей истории потребовал напряжения всех духовных и физических сил народа, что нашло отражение в творчестве композиторов, чьи произведения различных жанров — песни, симфонии, оперы, кантаты, оратории — создали своеобразную «звуковую летопись» Великой Отечественной войны.

Патриотические чувства русские композиторы выражали прежде всего в песнях, которые всегда были самым оперативным жанром. За первые годы войны было создано около ста песен. Они разучивались солистами, хоровыми коллективами, исполнялись и перед уходящими на фронт частями русской Армии, и в минуты затишья между боями.

«Священная война»

Первая и лучшая из песен — «Священная война» А. В. Александрова. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм, весь характер ее создавал образ могученепреклонной воли, устремленности к победе. Вместе с тем мелодия этой песни достаточно проста и легко запоминается, что делает ее доступной для массового исполнения.

Кроме песен профессиональных композиторов, уже в первые дни войны под непосредственным впечатлением тех или иных событий в среде бойцов стали появляться песни и частушки, текст которых чаще всего приспосабливался к известным, полюбившимся песням довоенной поры (например, «Катюша» М. Блантера, «В чистом поле под ракитой.» В. Захарова), а также к героикопатриотическим песням конца прошлого века (например, «Варяг», «Ревела буря.»). Некоторые популярные песни довоенного времени приобрели как бы «второе дыхание»: так, песня «Есть на Волге утес» была особенно популярна в осажденном Сталинграде.

Но не только песни, а и крупные, более сложные для исполнения и восприятия произведения были в общем строю с воюющим народом. Подвиг советского народа запечатлен композиторами в операх, кантатах, ораториях, симфонических произведениях.

Одним из лучших произведений военного времени кантатноораториального жанра была оратория Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю», созданная в 1944 году. По характеру и отчасти содержанию она близка симфониикантате «На поле Куликовом». Необычайно велика сила воздействия этой музыки на слушателей, ибо создавалась она под впечатлением тех грозных и трагических событий. Огромный мир человеческих переживаний, сильных человеческих страстей живет в этой прекрасной, волнующей музыке. Особенно это относится к лирическим эпизодам — «Весенний день», «Плач женщин», «Письмо к другу», «Вечная память». Глубокое впечатление производит неожиданное возвращение светлых лирических образов в заключительном разделе оратории — «Возвращение весны». Лейтмотив Родины, весенней, цветущей земли, выражал мечту о возвращении к жизни мирной, счастливой, за которую так дорого заплатил советский народ.

Уровень моральной высоты

В годы тяжелых испытаний, выполняя неотложную задачу — подняться до уровня моральной высоты и героических дел русского воюющего народа (А. Н. Толстой), русские композиторы создали немало произведений, прославлявших силу духа, мужество, героизм нашего народа. Среди них выделяются такие шедевры, как опера «Война и мир» С. Прокофьева, Седьмая и Восьмая симфонии Д. Шостаковича, а также симфонические и хоровые произведения А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, о творчестве которых пойдет рассказ в следующих главах книги.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"